Информационные технологии



Информационные технологии
для слушателей 1 курса очного отделения по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование"
line
Требования
Содержание
Зачет
декор
Программа учебной дисциплины

Курс читается в течение второго семестра. Учебным планом определены аудиторные занятия, состоящие из лекций, практик и лабораторных работ, а также самостоятельная работа. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является ознакомление бакалавров с современными техническими и программными средствами, применяемыми в образовательной и культурно-просветительской деятельности, формирование у бакалавров навыков автоматизированного решения профессиональных задач при помощи компьютерных систем и их сетей.

Задачи дисциплины:
- сформировать у бакалавров представление о современных методах и средствах хранения, обработки, передачи и получения информации;
- ознакомить с возможностями применения программных и аппаратных средств, а также средств связи в профессиональной деятельности;
- научить эффективно использовать современное программное обеспечение и информационные ресурсы Интернета.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина Б.2.1.2. «Информационные технологии» относится к циклу естественно-математических дисциплин и входит в состав базовой части ООП.
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина «Информационные технологии», являются образование, культура.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующим объектом профессиональной деятельности бакалавров:

– образовательные системы.

Профильными для данной дисциплины является педагогическая / культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

в области культурно-просветительской деятельности:

– организация культурного пространства.

Для освоения дисциплины «Информационные технологии» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения школьного курса «Информатика».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «ИКТ в образовательной и культурно-просветительской деятельности», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Проектирование мультимедийных цифровых образовательных ресурсов».

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12).

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской  деятельности:

– умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

 
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

– правила эффективной организации автоматизированного рабочего места, а также конструктивные особенности, принципы работы и основные возможности современных средств обработки информации и коммуникации;

– принципы функционирования сети Интернет, современные Интернет-службы и Интернет-сервисы.

Уметь

– использовать стандартное программное обеспечение, применяемое в профессиональной деятельности и научно-исследовательской работе;

– применять современное программное обеспечение при разработке учебно-методических материалов;

– подключаться к сети Интернет, использовать поисковые возможности WWW, работать с современными веб-браузерами и почтовыми клиентами, сохранять результаты своего труда.

Владеть

– навыками компьютерной обработки данных;

– основами информационного поиска в сети Интернет, локальных и глобальных электронных ресурсов Научной библиотеки АлтГПА;

– основами языка HTML и приемами разработки веб-сайтов.

 

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

I

II

 Аудиторные занятия (всего)

33

 

33

 В том числе:

 

 

 

 Лекции (Л)

10

 

10

 Практические занятия (ПЗ)

12

 

12

 Лабораторные работы (ЛР)

10

 

10

 Консультации

1

 

1

 Самостоятельная работа  (всего)

40

 

40

 Проектное задание

8

 

8

 Подготовка к практическим занятиям

14

 

14

 Задание поисково-исследовательского характера

12

 

12

 Лабораторная работа

6

 

6

 Вид промежуточной аттестации:

зачет

 

зачет

  Общая трудоемкость                                                    часы

                                                                     зачетные единицы

73

 

73

2

 

2

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1


 

 Компьютерные системы

 

 

 Организация автоматизированного рабочего места

 Операционные оболочки

 Приложения  пакета LibreOffice

2

 

 

 Компьютерные сети

 

 

 Компьютерные сети и Интернет

 Электронные ресурсы НПБ АлтГПА

 Разработка сайта (язык HTML)

 

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Сем.

СРС

Всего

1

 Компьютерные системы

6

6

4

 

16

30

2

 Компьютерные сети

4

6

8

 

24

42

 

6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1

 Компьютерные системы

Приложения пакета LibreOffice

4

2

 Компьютерные сети

Компьютерные сети и Интернет

2

3

 Компьютерные сети

Разработка сайта (язык HTML)

4

 

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ (ПРОЕКТОВ) РАБОТ

не предусмотрена учебным планом

 

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Колич-во экземп-ляров

Место хране-ния

а) Основная литература

Информационные технологии в образовании

Захарова, И.Г.

учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

М. : Академия, 2010. – 189 с.

Допущено УМО по специальностям педагогического образования

50

НПБ АлтГПА

Информационные технологии в образовании

Захарова, И.Г.

учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

М. : Академия, 2011. – 190 с.

70

НПБ АлтГПА

б) Дополнительная литература

Информационные технологии в лингвистике

Зубов А.В., Зубова И.И.

учебное пособие

М.: Академия, 2004. – 208 с.

10

НПБ АлтГПА

HTML и CSS в примерах, типовых решениях и задачах

Соколов, С.А.

Практическое руководство

М. : Вильямс, 2007. – 403 с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

5

НПБ АлтГПА

Современные информационные технологии для гуманитария

Хроленко А.Т., Денисов А.В.

практическое руководство [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов вузов]

М.: Флинта: Наука, 2007 .– 128 с

3

НПБ АлтГПА

 

в) программное обеспечение

 Программный пакет LibreOffice, FAR Manager v 2.0, архиватор 7-Zip, веб-браузер Mozilla Firefox, Mozilla Thunderbird с плагином Lightning, интегрирующим в почтовый клиент календарь Sunbird, FTP–клиент Filezilla, визуальный html-редактор Kompozer

 г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Доступ к электронным ресурсам НБ АлтГПА: http://www.uni-altai.ru/, http://www.uni-altai.ru/library/

 

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для материально-технического обеспечения данной дисциплины требуются:

– компьютерный класс, оборудованный специальной мебелью, компьютерной техникой (ОЗУ не менее 1Гб DDR II, двухъядерный ЦП не ниже 2ГГц), оргтехникой, сетевым оборудованием, точкой доступа Wi-Fi, необходимым программным обеспечением, имеющий доступ в Интернет со всех машин локальной сети с совокупной шириной канала не ниже 2 Mбит/с);

– технические средства обучения: медиа-проектор, экран, портативный компьютер с устройствами беспроводной связи Bluetooth и Wi-Fi;

– аудио, -видеоаппаратура:Web-камера, микрофон, акустические системы;

– наглядные учебные пособия: программное обеспечение, слайды с изображениями компьютерных устройств, приложений и сервисов, видео-иллюстрации работы коммерческих программ.

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональная компетенция будущего учителя-словесника обеспечивается лекционно-практическим курсом, основанным на коммуникативно-деятельностном системном подходе.

Основным результатом освоения дисциплины является понимание выпускником реальных учебных ситуаций и осознанное, целенаправленное применение методических знаний в различных педагогических условиях.

В систему  подготовки будущего учителя русского языка входят:

- теоретическая подготовка на лекциях;

- профессиональная подготовка студентов, реализуемая на практических и лабораторных занятиях, а также при выполнении специальной самостоятельной работы.

Реализация программы предусматривает следующие образовательные технологии:

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется  требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).

Специальная самостоятельная работа студентов, обязательная для выполнения при изучении дисциплины, представлена в разделе «Технологическая карта дисциплины», размещённом в Учебно-методическом комплексе дисциплины (далее УМКД).

Методические рекомендации по выполнению конкретного вида самостоятельной работы размещены в УМКД в соответствии со следующей структурой:

  • алгоритм выполнения;
  • описание ресурсов, необходимых для решения (тексты, фрагменты документов, образовательных программ  и т.д.);
  • критерии оценивания задания.

Конкретные методические рекомендации по подготовке к практическим и лабораторным занятиям, а также по выполнению определенных видов специальной самостоятельной работы представлены в Учебно-методическом комплексе дисциплины на кафедре общего и русского языкознания.

 

Оценочные средства для текущего контроля

и промежуточной аттестации

1) Текущий контроль:

  • Проектное задание – создание сайта, посвященного тематике курсовой работы, средствами Конструктора сайтов Яндекс.Народ; Форма отчетности: работающий сайт, состоящий из 3 страниц (1 – цели и задачи исследования, оглавление с гиперссылками; 2 – содержание исследования, выводы; 3 – список литературы и источников, контакты);
  • Задание поисково-исследовательского характера – разработка электронной план-схемы учебных ресурсов: «Учебник HTML» http://ru.html.net/tutorials/html/ и «Практическое руководство по HTML» http://pwd.boom.ru/html/book/pr.htm;
  • Задание поисково-исследовательского характера – поиск литературы в электронных библиотеках и составление библиографического списка по заданной теме;
  • Лабораторная работа – самостоятельное освоение программного обеспечения и документации к нему.

 

2) Примерный список вопросов для промежуточного контроля (зачет):

  1. Принципы безопасной работы на компьютере
  2. Организация рабочего места с персональным компьютером
  3. Подключение периферийного оборудования
  4. Презентационное оборудование
  5. Типы современных принтеров и их потребительские свойства
  6. Сканеры
  7. Сетевые фильтры и источники бесперебойного питания
  8. Операционная оболочка FAR.
  9. Текстовый процессор LibreOffice Writer
  10. Электронная таблица LibreOffice Calc
  11. Создание презентаций в LibreOffice Impress
  12. Создание организационных схем средствами LibreOffice Draw
  13. Веб-браузер Mozilla Firefox: открытие и просмотр web-страниц, приемы управления  и настройки браузера, работа с окнами и вкладками, прием файлов из Интернета.
  14. Почтовый клиент Mozilla Thunderbird: создание сообщения, отправка и получение почты, подготовка ответов на сообщения, приемы управления и настройки
  15. Организация рабочего времени и средства автоматизации интегрированного в почтовый клиент Mozilla Thunderbird электронного календаря Sunbird
  16. Онлайн научные библиотеки (Oxford Journals, Научная электронная библиотека, EBSCO Journals Service или др.): правила и особенности доступа, виды поиска и язык запросов
  17. Библиографические и полнотекстовые базы данных на русском и иностранных языках, энциклопедические и справочные ресурсы Интернета.
  18. Локальные и глобальные электронные сервисы и ресурсы Научной библиотеки АлтГПА
  19. Локальные и глобальные электронные сервисы и ресурсы АКУНБ им. В.Я. Шишкова
  20. Пути и средства разработки сайта
  21. Язык HTML – основные тэги, синтаксис
  22. Возможности и интерфейс программы Kompozer

Алтайская государственная педагогическая академия
Кафедра общего и русского языкознания
Преподаватель: Аникин Д.В.

Hosted by uCoz