Курс читается в
течение второго семестра. Учебным планом определены аудиторные занятия,
состоящие из лекций, практик и лабораторных работ,
а также самостоятельная работа. Промежуточный контроль осуществляется в
виде зачета.
1.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью
дисциплины является
ознакомление
бакалавров с современными техническими и программными средствами,
применяемыми в образовательной и культурно-просветительской
деятельности, формирование у бакалавров навыков автоматизированного
решения профессиональных задач при помощи компьютерных систем и их
сетей.
Задачи
дисциплины:
- сформировать у бакалавров представление о современных
методах и
средствах хранения, обработки, передачи и получения информации;
- ознакомить с возможностями применения программных и
аппаратных
средств, а также средств связи в профессиональной деятельности;
- научить эффективно использовать современное программное
обеспечение и информационные ресурсы Интернета.
2.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
ВПО
Дисциплина
Б.2.1.2.
«Информационные технологии» относится к
циклу
естественно-математических дисциплин и входит в состав базовой части
ООП.
Областями профессиональной деятельности бакалавров, на
которые
ориентирует дисциплина «Информационные технологии», являются
образование, культура.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующим объектом
профессиональной деятельности бакалавров:
–
образовательные системы.
Профильными
для
данной дисциплины является педагогическая /
культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной
деятельности:
в
области педагогической деятельности:
– организация
взаимодействия с общественными и
образовательными
организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в
профессиональной деятельности;
– использование возможностей образовательной среды для
обеспечения
качества образования, в том числе с использованием информационных
технологий;
в
области культурно-просветительской деятельности:
– организация
культурного пространства.
Для
освоения
дисциплины «Информационные технологии»
обучающиеся
используют знания, умения, способы деятельности и установки,
сформированные в ходе изучения школьного курса «Информатика».
Освоение
данной
дисциплины является необходимой основой для
последующего изучения дисциплин «ИКТ в образовательной и
культурно-просветительской деятельности», «Современные средства
оценивания результатов обучения», «Проектирование мультимедийных
цифровых образовательных ресурсов».
3.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс
изучения
дисциплины направлен на формирование
следующих
компетенций:
Общекультурные
компетенции:
–
владеет основными
методами, способами и средствами
получения,
хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как
средством управления информацией (ОК-8);
–
способен работать с
информацией в глобальных компьютерных
сетях
(ОК-9);
–
способен понимать
сущность и значение информации в
развитии
современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы,
возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования
информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
(ОК-12).
Профессиональные
компетенции в области педагогической
деятельности:
– способен
использовать возможности образовательной среды, в
том
числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного
процесса (ПК-4).
Профессиональные
компетенции в области
культурно-просветительской деятельности:
– умеет разрабатывать
и реализовывать
культурно-просветительские
программы для различных категорий населения, в том числе с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий
(ПК-8).
В
результате изучения
дисциплины студент должен:
Знать
– правила эффективной
организации автоматизированного
рабочего
места, а также конструктивные особенности, принципы работы и основные
возможности современных средств обработки информации и коммуникации;
– принципы
функционирования сети Интернет, современные
Интернет-службы и Интернет-сервисы.
Уметь
– использовать
стандартное программное обеспечение,
применяемое в
профессиональной деятельности и научно-исследовательской работе;
– применять
современное программное обеспечение при
разработке
учебно-методических материалов;
– подключаться к сети
Интернет, использовать поисковые
возможности
WWW, работать с современными веб-браузерами и почтовыми клиентами,
сохранять результаты своего труда.
Владеть
– навыками
компьютерной обработки данных;
– основами
информационного поиска в сети Интернет, локальных
и
глобальных электронных ресурсов Научной библиотеки АлтГПА;
– основами языка HTML
и приемами разработки веб-сайтов.
4.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
|
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
|
I
|
II
|
|
Аудиторные
занятия (всего)
|
33
|
|
33
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
10
|
|
10
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
12
|
|
12
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
10
|
|
10
|
|
Консультации
|
1
|
|
1
|
|
Самостоятельная работа
(всего)
|
40
|
|
40
|
|
Проектное задание
|
8
|
|
8
|
|
Подготовка к практическим занятиям
|
14
|
|
14
|
|
Задание поисково-исследовательского
характера
|
12
|
|
12
|
|
Лабораторная работа
|
6
|
|
6
|
|
Вид промежуточной аттестации:
|
зачет
|
|
зачет
|
|
Общая трудоемкость
часы
зачетные единицы
|
73
|
|
73
|
|
2
|
|
2
|
5.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.
Содержание разделов дисциплины
|
№
п/п
|
Наименование
раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
|
1
|
Компьютерные системы
|
Организация автоматизированного рабочего
места
|
|
Операционные оболочки
|
|
Приложения пакета LibreOffice
|
|
2
|
Компьютерные сети
|
Компьютерные сети и Интернет
|
|
Электронные ресурсы НПБ АлтГПА
|
|
Разработка сайта (язык HTML)
|
5.2. Разделы
дисциплин и виды занятий
|
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
зан.
|
Лаб.
зан.
|
Сем.
|
СРС
|
Всего
|
|
1
|
Компьютерные системы
|
6
|
6
|
4
|
|
16
|
30
|
|
2
|
Компьютерные сети
|
4
|
6
|
8
|
|
24
|
42
|
6.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
|
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Наименование лабораторных работ
|
Трудоемкость (час.)
|
|
1
|
Компьютерные системы
|
Приложения пакета LibreOffice
|
4
|
|
2
|
Компьютерные сети
|
Компьютерные сети и Интернет
|
2
|
|
3
|
Компьютерные сети
|
Разработка сайта (язык HTML)
|
4
|
7.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ
(ПРОЕКТОВ)
РАБОТ
не
предусмотрена учебным планом
8.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Название
|
Автор
|
Вид издания (учебник,
учебное
пособие)
|
Место издания,
издательство,
год
издания, кол-во страниц
|
Колич-во экземп-ляров
|
Место хране-ния
|
|
а) Основная литература
|
|
Информационные технологии в образовании
|
Захарова, И.Г.
|
учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по
педагогическим специальностям
|
М. : Академия, 2010. – 189 с.
Допущено УМО по специальностям педагогического
образования
|
50
|
НПБ АлтГПА
|
|
Информационные технологии в образовании
|
Захарова, И.Г.
|
учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по
педагогическим специальностям
|
М. : Академия, 2011. – 190 с.
|
70
|
НПБ АлтГПА
|
|
б) Дополнительная
литература
|
|
Информационные технологии в лингвистике
|
Зубов А.В., Зубова И.И.
|
учебное пособие
|
М.: Академия, 2004. – 208 с.
|
10
|
НПБ АлтГПА
|
|
HTML и CSS в примерах, типовых решениях и
задачах
|
Соколов, С.А.
|
Практическое руководство
|
М. : Вильямс, 2007. – 403 с. : ил. + 1
электрон. опт.
диск
(CD-ROM)
|
5
|
НПБ АлтГПА
|
|
Современные информационные технологии для
гуманитария
|
Хроленко А.Т., Денисов А.В.
|
практическое руководство [для
студентов,
аспирантов, преподавателей-филологов вузов]
|
М.: Флинта: Наука, 2007 .– 128 с
|
3
|
НПБ АлтГПА
|
в) программное
обеспечение
Программный
пакет LibreOffice, FAR Manager v 2.0,
архиватор
7-Zip,
веб-браузер Mozilla Firefox, Mozilla Thunderbird с плагином Lightning,
интегрирующим в почтовый клиент календарь Sunbird, FTP–клиент
Filezilla, визуальный html-редактор Kompozer
г) базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы
Доступ к электронным
ресурсам НБ АлтГПА:
http://www.uni-altai.ru/,
http://www.uni-altai.ru/library/
9.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Для
материально-технического обеспечения данной дисциплины
требуются:
– компьютерный класс,
оборудованный специальной мебелью,
компьютерной техникой (ОЗУ не менее 1Гб DDR II, двухъядерный ЦП не
ниже 2ГГц), оргтехникой, сетевым оборудованием, точкой доступа Wi-Fi,
необходимым программным обеспечением, имеющий доступ в Интернет со всех
машин локальной сети с совокупной шириной канала не ниже 2 Mбит/с);
– технические
средства обучения: медиа-проектор, экран, портативный компьютер с
устройствами
беспроводной связи Bluetooth и Wi-Fi;
– аудио,
-видеоаппаратура:Web-камера, микрофон, акустические
системы;
– наглядные учебные
пособия: программное обеспечение, слайды
с
изображениями компьютерных устройств, приложений и сервисов,
видео-иллюстрации работы коммерческих программ.
10.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Профессиональная
компетенция будущего учителя-словесника
обеспечивается лекционно-практическим курсом, основанным на
коммуникативно-деятельностном системном подходе.
Основным результатом
освоения дисциплины является понимание
выпускником реальных учебных ситуаций и осознанное, целенаправленное
применение методических знаний в различных педагогических условиях.
В систему
подготовки будущего учителя русского языка
входят:
- теоретическая
подготовка на лекциях;
- профессиональная
подготовка студентов, реализуемая на
практических
и лабораторных занятиях, а также при выполнении специальной
самостоятельной работы.
Реализация программы
предусматривает следующие
образовательные
технологии:
В соответствии с
требованиями ФГОС ВПО по направлению
подготовки
реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций
и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и
развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий,
проводимых в интерактивных формах,
определяется главной целью (миссией) программы, особенностью
контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в
учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий
(определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия
лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут
составлять более 40% аудиторных занятий (определяется соответствующим
ФГОС)).
Специальная
самостоятельная работа студентов, обязательная
для
выполнения при изучении дисциплины, представлена в разделе
«Технологическая карта дисциплины», размещённом в Учебно-методическом
комплексе дисциплины (далее УМКД).
Методические
рекомендации по выполнению конкретного вида
самостоятельной работы размещены в УМКД в соответствии со следующей структурой:
- алгоритм выполнения;
- описание ресурсов, необходимых для решения (тексты,
фрагменты
документов, образовательных программ и т.д.);
- критерии оценивания задания.
Конкретные
методические рекомендации по подготовке к
практическим и
лабораторным занятиям, а также по выполнению определенных видов
специальной самостоятельной работы представлены в Учебно-методическом
комплексе дисциплины на кафедре общего и русского языкознания.
Оценочные
средства для текущего
контроля
и
промежуточной аттестации
1) Текущий контроль:
- Проектное задание – создание сайта,
посвященного тематике курсовой работы, средствами Конструктора сайтов
Яндекс.Народ; Форма отчетности: работающий сайт, состоящий из 3 страниц
(1 – цели и задачи исследования, оглавление с гиперссылками; 2 –
содержание исследования, выводы; 3 – список литературы и источников,
контакты);
- Задание поисково-исследовательского характера – разработка
электронной план-схемы учебных ресурсов: «Учебник HTML»
http://ru.html.net/tutorials/html/ и «Практическое руководство по HTML»
http://pwd.boom.ru/html/book/pr.htm;
- Задание поисково-исследовательского характера – поиск
литературы в электронных библиотеках и составление библиографического
списка по заданной теме;
- Лабораторная работа – самостоятельное
освоение
программного обеспечения и документации к нему.
2) Примерный список
вопросов для промежуточного контроля (зачет):
- Принципы безопасной работы на компьютере
- Организация рабочего места с персональным компьютером
- Подключение периферийного оборудования
- Презентационное оборудование
- Типы современных принтеров и их потребительские свойства
- Сканеры
- Сетевые фильтры и источники бесперебойного питания
- Операционная оболочка FAR.
- Текстовый процессор LibreOffice Writer
- Электронная таблица LibreOffice Calc
- Создание презентаций в LibreOffice Impress
- Создание организационных схем средствами LibreOffice Draw
- Веб-браузер Mozilla Firefox: открытие и просмотр
web-страниц,
приемы управления и настройки браузера, работа с окнами и
вкладками, прием файлов из Интернета.
- Почтовый клиент Mozilla Thunderbird: создание сообщения,
отправка
и получение почты, подготовка ответов на сообщения, приемы управления и
настройки
- Организация рабочего времени и средства автоматизации
интегрированного в почтовый клиент Mozilla Thunderbird электронного
календаря Sunbird
- Онлайн научные библиотеки (Oxford Journals, Научная
электронная
библиотека, EBSCO Journals Service или др.): правила и особенности
доступа, виды поиска и язык запросов
- Библиографические и полнотекстовые базы данных на русском
и
иностранных языках, энциклопедические и справочные ресурсы Интернета.
- Локальные и глобальные электронные сервисы и ресурсы
Научной
библиотеки АлтГПА
- Локальные и глобальные электронные сервисы и ресурсы
АКУНБ им.
В.Я. Шишкова
- Пути и средства разработки сайта
- Язык HTML – основные тэги, синтаксис
- Возможности и интерфейс программы Kompozer
Алтайская
государственная педагогическая академия
Кафедра общего и русского языкознания
Преподаватель: Аникин Д.В.