Курс
читается в
течение двух семестров. В первом семестре учебным планом определены
аудиторные занятия, состоящие из лекций. К следующему
семестру студентом выполняется контрольная работа, по итогам которой
осуществляется допуск к зачету. Защита контрольной работы и зачет
проводятся во втором семестре (весенняя сессия).
Тема 1.
Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи
Цель, задачи, предмет и
основное содержание дисциплины; построение и последовательность
обучения; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной
работе.
Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Культура
речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины
(“Риторика”, “Стилистика”). Образ оратора. Роль невербальных
компонентов в общении. Культура речи и культура языка. Объективное и
субъективное значение культуры речи. Прошлое и настоящее русского
литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления
русского литературного языка - от начала письменности до конца XVII в.
(церковнославянско-русская диглоссия);
- эпоха реформ Петра I;
- XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.С.
Шишков, Н.М. Карамзин и “полемика о языке”);
- А.С. Пушкин и его эпоха (роль А.С. Пушкина в
выявлении и раскрытии стилистических свойств русского языка);
- XIX в. и начало ХХ в.
- 1917 - 2000 гг.
Специфика культуры речи как
научной дисциплины. Центральные проблемы:1) проблема литературной
нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2)
регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского
языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Языковая политика и
проблема лингвистического прогноза.
Тема 2.
Письменная и устная формы существования речи
Различия устной и письменной
речи при чтении и при слушании. Письменный и устно-разговорный стили
речи. Стилистическая нормативность речи. Эвфемизмы. Орфоэпия.
Московское и петербургское произношение. Высокий,
нейтральный, просторечный и сценический типы произношения.
Ударение. Артикуляция, дикция и стиль произношения. Системность стиля.
Проявление системности стиля на различных уровнях языковой структуры.
Стиль, жанр и функционально-смысловой тип речи. Контекст. Метатекс.
Тема 3
.Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты лексики
современного русского литературного языка
Основные приемы подготовки
устной речи и ее жанры: беседа деловая, интервью, пресс-конференция.
Диалектология. Лексикография. Лексика письменной речи. Омонимы и
антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования.
Стилистические пласты лексики современного русского литературного
языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально
ограниченная лексика. Активная и пассивная лексика. Проблема речевой
культуры специалиста. Культура речи и совершенствование грамотного
письма и говорения. Словари.
Тема 4.
Речевая норма как центральное понятие культуры речи
Формы речи: Письменная,
устная, диалогическая, монологическая, полемическая. Публичная речь.
Проблема речевой нормы. Основные подходы к выбору нормы и ее
определению. Речевой пуризм. Речевой узус. Ортология. Принцип
коммуникативной целесообразности. Антинормализаторство. Теория
динамической нормы. Относительность и изменчивость литературной нормы.
Источники изменения норм литературного языка. Виды нормативной
оформленности: коммуникативная, стилистическая, композиционная.
Критерии коммуникативной оформленности речи. Ассоциативное и логическое
мышление в речи. Влияние грамматических и речевых ошибок на
взаимопонимание собеседников. Общая классификация грамматических и
речевых ошибок.
Тема 5.
Основные качества речи
Богатство и разнообразие
словаря говорящего. Непременное условие культуры речи - ее чистота.
Яркость, образность и выразительность речи. Точность - необходимое
качество речи. Правильность - центральное понятие культуры речи.
Экспрессивно-эмоциональная окрашенность речи. Тенденция к
преувеличению. Источники экспрессивности языкового знака. Эллипсис.
Повтор как свойство эмоциональной речи. Принцип проблемного и
выразительного изложения мыслей. Функционально-смысловые типы
речи. Роды и виды красноречия: социально-политическое, академическое и
лекционное, судебное, духовное (церковно-богословское),
социально-бытовое. Память. Виды памяти: зрительная, слуховая,
смешанная. Техника речи. Ритмика, паузы, интонация, дикция, жест.
Тема 6.
Фразеологизмы. Социально-жанровый компонент речи
Понятие о фразеологическом
обороте. Многозначность фразеологизмов. Межстилевые фразеологизмы.
Разговорно-бытовые фразеологизмы. Крылатые слова. Библеизмы.
Использование чужой речи. Социально-жанровый компонент речи. Его
значение и роль в современном русском литературном языке. Нейтральная
лексика. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика.
Тема 7.
Индивидуальная образность речи
Тропы и фигуры речи.
Метафора и ее виды. “Многослойная” метафора. Развернутая метафора.
Образные сравнения. Метонимия. Спонтанность и неспонтанность как
стилистическая характеристика речи. Объективные трудности порождения
речи. Индивидуальные особенности оратора.
Тема 8.
Функциональные стили. Официально-деловой стиль речи
Стиль. Функциональные стили.
Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный.
Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный
стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля:
законодательный, административно-канцелярский, дипломатический.
Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2)
научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования
терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие
терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового
стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой
информации и культура речи. Информация, информационная норма,
информационное поле. Штамп как явление псевдоэкспрессии. Полистилизм
(стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой
информации.
Тема 9. Основы
ораторского искусства и полемического мастерства
Ораторское искусство как
социальное явление. Виды ораторского искусства. История ораторского
искусства. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России.
Риторические навыки и умения. Подготовка к публичным выступлениям. Виды
подготовки. Композиция речи. План-основа композиции. Составные элементы
композиции. Недостатки композиции. Контакт с аудиторией. Учет
особенностей аудитории. Форма преподнесения материала. Единство слова и
дела. Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров. Культура спора.
Определенность позиций полемистов. Национальные и культурные традиции
ведения спора. Уважительное отношение к оппоненту. Основные
формально-логические законы. Доказательство. Логические ошибки. Доводы
в споре. Полемические приемы. Уловки в споре. Искусство отвечать на
вопросы. Риторический прием молчания. Организация и проведение
дискуссии.
Тема 10. Язык
и стиль документов
Язык и стиль коммерческой
корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов.
Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в
документе. Культура составления документа: способы изложения материала,
соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных
категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств.
Ясность и лаконичность стиля.
Контрольная
работа
Контрольная работа состоит из двух частей:
практической и теоретической.
I. Практическая часть
Задание 1
Перечислите функциональные стили русского литературного языка
Задание 2
Перечислите пласты лексики русского национального языка, которые
находятся за рамками литературного языка.
Задание 3
Перечислите жанры научного стиля.
Задание 4
Перечислите разновидности и функции средств массовой информации.
Задание 5
Используя орфоэпический словарь, расставьте ударение в словах*:
квартал, каталог, красивее, обеспечение, одновременно, мизерный,
договор, звонит, маркетинг, нефтепровод, свекла, творог, асимметрия,
алфавит, баловать, вероисповедание, досуг, запломбировать, иначе,
маневр, мышление, облегчить, средства, эксперт, таможня,
ходатайствовать, поняла, понял, поняло, поняли, принята, премировать.
______________
* При выполнении задания в печатном виде место
ударения следует
отмечать заглавной буквой, например: "апострОф", "гЕнезис"
Задание 6
Подберите антонимы к следующим словам:
абсолютный, синтез, дедуктивный,
благодаря, гармония, яркий.
Задание 7
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
аномалия, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, эксклюзивный,
тинейджер, дилемма, тюнинг, бренд.
Задание 8
Составьте словосочетания с паронимами*:
- цветной - цветастый - цветовой;
- игровое - игривое - игральное - игристое;
- значение - значимость;
- дипломат - дипломант – дипломник;
- водяной - водный;
- особый - особенный;
- единый -единичный - единственный;
- руководить - руководствоваться;
- сыскать - снискать.
______________
* Задание выполняется при помощи словаря паронимов, например: Вишнякова
О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984 или Бельчиков Ю.А.,
Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.
Задание 9
Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ манеры, ПРОГРЕССИВНЫЕ взгляды, ГАРМОНИЧНАЯ мелодия,
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ связь, БЕРЕЖЛИВЫЙ человек.
Задание 10
От данных существительных образуйте формы И.п. мн. ч., соответствующие
литературно-языковой норме:
Образец: доктор - доктора, лагерь - лагеря, лагери.
крейсер, офицер, табель, флигель, прожектор, тренер, ректор, бухгалтер,
аптекарь, орден, мех, диспетчер, торт, порт.
Задание 11
От данных существительных образуйте формы Р.П. мн. ч.; укажите случаи,
где возможны варианты окончаний.
Образец: чулки - чулок.
Баклажаны, бананы, яблоки, носки, туфли, граммы, армяне, грузины.
Задание 12
Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:
пятьдесят семь тысяч жителей, сорок четвертые сутки, пятьсот девяносто
четыре станицы
Задание 13
Определите грамматический род следующих существительных:
авеню, бигуди, кенгуру, кафе, братишка, умница, ханжа, танго, РАН,
ТАСС, МИД, РОНО, ТЭЦ, фламинго, пони, каникулы, ханжа, умница, лапочка,
солнышко, дитя, братишка, тюль, пенальти, эмансипе.
Задание 14
Закончите следующие фразеологизмы:
седьмая вода на...; умываться...; мотать себе на...; медведь на ухо...;
пересчитать...; псу под...; намылить...
II. Теоретическая часть
В
теоретической части контрольной работы предлагается реферативно
ответить на два вопроса из вынесенных на зачет (не менее 2 страниц на
каждый вопрос).
Пофамильное
распределение вопросов теоретической части:
вариант №1 (А-Е): №1, №13
вариант №2 (Ж-Л): №7, №21
вариант №3 (М-С): №4, №23
вариант №4 (Т-Ч): №8, №21
вариант №5 (Ш-Я): №11, №24
1. Контрольная
работа сдается в
электронном виде - высылается на адрес:
ame-informat@yandex.ru; в формате
*.docx, *.doc или *.odt, размер
бумаги A4, поля: верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1,5, левое – 3 см.,
Шрифт: Times New Roman, 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал.
Нумерация со второй страницы, номер расположен в верхнем правом углу.
На титульном листе указывается «Контрольная работа».
2. В работе должны присутствовать следующие структурные
компоненты: титульный лист, оглавление, практическая и теоретическая
части, список использованной литературы (и/или Интернет-источников с
указанием адреса web-страницы).
3. Объем теоретической
части контрольной работы (реферата) –
не менее 2 страниц на каждый вопрос.
4. Файл, созданный в ходе выполнения контрольной работы,
именуется по образцу:
"рус.яз. к.р.
№_группы ФИО", например: "рус.яз. к.р. 19430 Сидоров И.П."
- и высылается
по электронной почте на адрес
ame-informat@yandex.ru
5. В электронном письме обязательно заполняется поле тема по образцу:
"рус.яз. к.р.
№_группы ФИО", например: "рус.яз. к.р. 19430 Сидоров И.П."
(сообщения без указания темы воспринимаются как нежелательная
корреспонденция)
6. Если в ходе
выполнения работы возникли вопросы,
уместно задать их преподавателю. Поле тема письма-вопроса
оформляется по образцу: "вопрос рус.яз. к.р. №_группы ФИО", например:
"вопрос рус.яз. к.р. 29730 Смирнов П.А.". Если вопрос возник у группы
студентов, возможно договориться с преподавателем о назначении
аудиторной консультации.
7. Проверка электронной корреспонденции производится раз в неделю - по
субботам.
По
результатам контрольной работы,
сданной в электронном виде,
возможен автоматический
зачет дисциплины. Контрольная работа должна быть
отправлена за
две недели
до начала сессии. В более поздние сроки - см. ниже пункт "Вопросы, вынесенные на зачет..."
Вопросы,
вынесенные на зачет:
1. Современный русский литературный язык как система.
2. Культура речи. Риторика. Стилистика. Общее и различия.
3. Русский литературный язык. Понятие нормы.
4. Типология словарей русского языка.
5. Русский литературный язык и его функциональные разновидности.
6. Формы речи. Условия успешного общения.
7. Культура спора. Разновидности спора.
8. Приемы подготовки ораторской речи.
9. Нелитературные разновидности русского языка (жаргон, сленг, диалект
и др.).
10. Лексическая сочетаемость. Плеоназм. Тавтология. Паронимы.
11. Фразеологические средства русского языка, ошибки в использовании
фразеологизмов.
12. Невербальные средства коммуникации.
13. Произношение. Параметры и требования.
14. Проблемы речевой культуры специалиста.
15. Проблема влияния Интернета на современную речевую культуру.
16. Русский речевой этикет. Правила и этикетные формулы.
17. Сетевой этикет. Жанр чата.
18. 0фициально деловой стиль. Приемы унификации текстов.
19. Ударение. Виды ударений. Ударение в глагольных формах.
20. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
21. Экспрессивность речи и средства ее выразительности.
22. Научный стиль. Виды компрессии текста.
23. Образ оратора.
24. Условия успешного публичного выступления.
25. Культура цитирования.
Алтайский институт
экономики СПбУУиЭ
Кафедра экономики и менеджмента
Преподаватель: Аникин Д.В.