Русский язык и культура речи



Материалы для самостоятельной и контрольной работы
слушателей заочного отделения
line
Содержание
Контрол. работа
Зачет
декор
Содержание тем дисциплины

Курс читается в течение двух семестров. В первом семестре учебным планом определены аудиторные занятия, состоящие из лекций. К следующему семестру студентом выполняется контрольная работа, по итогам которой осуществляется допуск к зачету. Защита контрольной работы и зачет проводятся во втором семестре (весенняя сессия).

Тема 1. Предмет и основные понятия русского языка и культуры речи

Цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины; построение и последовательность обучения; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Образ оратора. Роль невербальных компонентов в общении. Культура речи и культура языка. Объективное и субъективное значение культуры речи. Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка - от начала письменности до конца XVII в. (церковнославянско-русская диглоссия);

  • эпоха реформ Петра I;
  • XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.С. Шишков, Н.М. Карамзин и “полемика о языке”);
  • А.С. Пушкин и его эпоха (роль А.С. Пушкина в выявлении и раскрытии стилистических свойств русского языка);
  • XIX в. и начало ХХ в.
  • 1917 - 2000 гг.

Специфика культуры речи как научной дисциплины. Центральные проблемы:1) проблема литературной нормы, ее теоретическая и культурологическая интерпретация; 2) регулятивный аспект, предусматривающий поддержку и защиту русского языка от неблагоприятных и разрушительных влияний. Языковая политика и проблема лингвистического прогноза.

Тема 2. Письменная и устная формы существования речи

Различия устной и письменной речи при чтении и при слушании. Письменный и устно-разговорный стили речи. Стилистическая нормативность речи. Эвфемизмы. Орфоэпия. Московское и петербургское произношение. Высокий, нейтральный,  просторечный и сценический типы произношения. Ударение. Артикуляция, дикция и стиль произношения. Системность стиля. Проявление системности стиля на различных уровнях языковой структуры. Стиль, жанр и функционально-смысловой тип речи. Контекст. Метатекс.

Тема 3 .Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка

Основные приемы подготовки устной речи и ее жанры: беседа деловая, интервью, пресс-конференция. Диалектология. Лексикография. Лексика письменной речи. Омонимы и антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально ограниченная лексика. Активная и пассивная лексика. Проблема речевой культуры специалиста. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Словари.

Тема 4. Речевая норма как центральное понятие культуры речи

Формы речи: Письменная, устная, диалогическая, монологическая, полемическая. Публичная речь. Проблема речевой нормы. Основные подходы к выбору нормы и ее определению. Речевой пуризм. Речевой узус. Ортология. Принцип коммуникативной целесообразности. Антинормализаторство. Теория динамической нормы. Относительность и изменчивость литературной нормы. Источники изменения норм литературного языка. Виды нормативной оформленности: коммуникативная, стилистическая, композиционная. Критерии коммуникативной оформленности речи. Ассоциативное и логическое мышление в речи. Влияние грамматических и речевых ошибок на взаимопонимание собеседников. Общая классификация грамматических и речевых ошибок.

Тема 5. Основные качества речи

Богатство и разнообразие словаря говорящего. Непременное условие культуры речи - ее чистота. Яркость, образность и выразительность речи. Точность - необходимое качество речи. Правильность - центральное понятие культуры речи. Экспрессивно-эмоциональная окрашенность речи. Тенденция к преувеличению. Источники экспрессивности языкового знака. Эллипсис. Повтор как свойство эмоциональной речи. Принцип проблемного и выразительного изложения мыслей.  Функционально-смысловые типы речи. Роды и виды красноречия: социально-политическое, академическое и лекционное, судебное, духовное (церковно-богословское), социально-бытовое. Память. Виды памяти: зрительная, слуховая, смешанная. Техника речи. Ритмика, паузы, интонация, дикция, жест.

Тема 6. Фразеологизмы. Социально-жанровый компонент речи

Понятие о фразеологическом обороте. Многозначность фразеологизмов. Межстилевые фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Крылатые слова. Библеизмы. Использование чужой речи. Социально-жанровый компонент речи. Его значение и роль в современном русском литературном языке. Нейтральная лексика. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика.

Тема 7. Индивидуальная образность речи

Тропы и фигуры речи. Метафора и ее виды. “Многослойная” метафора. Развернутая метафора. Образные сравнения. Метонимия. Спонтанность и неспонтанность как стилистическая характеристика речи. Объективные трудности порождения речи.  Индивидуальные особенности оратора.

Тема 8. Функциональные стили. Официально-деловой стиль речи

Стиль. Функциональные стили. Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный. Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2) научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой информации и культура речи. Информация, информационная норма, информационное поле. Штамп как явление псевдоэкспрессии. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации.

Тема 9. Основы ораторского искусства и полемического мастерства

Ораторское искусство как социальное явление. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Риторические навыки и умения. Подготовка к публичным выступлениям. Виды подготовки. Композиция речи. План-основа композиции. Составные элементы композиции. Недостатки композиции. Контакт с аудиторией. Учет особенностей аудитории. Форма преподнесения материала. Единство слова и дела. Спор, дискуссия, полемика. Классификация споров. Культура спора. Определенность позиций полемистов. Национальные и культурные традиции ведения спора. Уважительное отношение к оппоненту. Основные формально-логические законы. Доказательство. Логические ошибки. Доводы в споре. Полемические приемы. Уловки в споре. Искусство отвечать на вопросы. Риторический прием молчания. Организация и проведение дискуссии.

Тема 10. Язык и стиль документов

Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Ясность и лаконичность стиля.

Контрольная работа

Контрольная работа состоит из двух частей: практической и теоретической.

I. Практическая часть

Задание 1
Перечислите функциональные стили русского литературного языка

Задание 2
Перечислите пласты лексики русского национального языка, которые находятся за рамками литературного языка.

Задание 3
Перечислите жанры научного стиля.

Задание 4
Перечислите разновидности и функции средств массовой информации.

Задание 5
Используя орфоэпический словарь, расставьте ударение в словах*:
квартал, каталог, красивее, обеспечение, одновременно, мизерный, договор, звонит, маркетинг, нефтепровод, свекла, творог, асимметрия, алфавит, баловать, вероисповедание, досуг, запломбировать, иначе, маневр, мышление, облегчить, средства, эксперт, таможня, ходатайствовать, поняла, понял, поняло, поняли, принята, премировать.
______________
* При выполнении задания в печатном виде место ударения следует отмечать заглавной буквой, например: "апострОф", "гЕнезис"

Задание 6
Подберите антонимы к следующим словам:
абсолютный, синтез, дедуктивный, благодаря, гармония, яркий.

Задание 7
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:
аномалия, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, эксклюзивный,
тинейджер, дилемма, тюнинг, бренд.

Задание 8
Составьте словосочетания с паронимами*:
- цветной - цветастый - цветовой;
- игровое - игривое - игральное - игристое;
- значение - значимость;
- дипломат - дипломант – дипломник;
- водяной - водный;
- особый - особенный;
- единый -единичный - единственный;
- руководить - руководствоваться;
- сыскать - снискать.
______________
* Задание выполняется при помощи словаря паронимов, например: Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984 или Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.


Задание 9
Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ манеры, ПРОГРЕССИВНЫЕ взгляды, ГАРМОНИЧНАЯ мелодия, ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ связь, БЕРЕЖЛИВЫЙ человек.

Задание 10
От данных существительных образуйте формы И.п. мн. ч., соответствующие литературно-языковой норме:
Образец: доктор - доктора, лагерь - лагеря, лагери.
крейсер, офицер, табель, флигель, прожектор, тренер, ректор, бухгалтер,
аптекарь, орден, мех, диспетчер, торт, порт.

Задание 11
От данных существительных образуйте формы Р.П. мн. ч.; укажите случаи, где возможны варианты окончаний. Образец: чулки - чулок.

Баклажаны, бананы, яблоки, носки, туфли, граммы, армяне, грузины.

Задание 12
Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:
пятьдесят семь тысяч жителей, сорок четвертые сутки, пятьсот девяносто четыре станицы

Задание 13
Определите грамматический род следующих существительных:
авеню, бигуди, кенгуру, кафе, братишка, умница, ханжа, танго, РАН, ТАСС, МИД, РОНО, ТЭЦ, фламинго, пони, каникулы, ханжа, умница, лапочка, солнышко, дитя, братишка, тюль, пенальти, эмансипе.

Задание 14
Закончите следующие фразеологизмы:
седьмая вода на...; умываться...; мотать себе на...; медведь на ухо...; пересчитать...; псу под...; намылить...

II. Теоретическая часть

В теоретической части контрольной работы предлагается реферативно ответить на два вопроса из вынесенных на зачет (не менее 2 страниц на каждый вопрос).

Пофамильное распределение вопросов теоретической части:

вариант №1 (А-Е): №1, №13
вариант №2 (Ж-Л): №7, №21
вариант №3 (М-С): №4, №23
вариант №4 (Т-Ч): №8, №21
вариант №5 (Ш-Я): №11, №24

1. Контрольная работа сдается в электронном виде - высылается на адрес: ame-informat@yandex.ru; в формате *.docx, *.doc или *.odt, размер бумаги A4, поля: верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1,5, левое – 3 см., Шрифт: Times New Roman, 14 пунктов, полуторный междустрочный интервал. Нумерация со второй страницы, номер расположен в верхнем правом углу. На титульном листе указывается «Контрольная работа».
2. В работе должны присутствовать следующие структурные компоненты: титульный лист, оглавление, практическая и теоретическая части, список использованной литературы (и/или Интернет-источников с указанием адреса web-страницы).
3. Объем теоретической части контрольной работы (реферата) – не менее 2 страниц на каждый вопрос.
4. Файл, созданный в ходе выполнения контрольной работы, именуется по образцу:

"рус.яз. к.р. №_группы ФИО", например: "рус.яз. к.р. 19430 Сидоров И.П."

- и высылается по электронной почте на адрес ame-informat@yandex.ru
5. В электронном письме обязательно заполняется поле тема по образцу:

"рус.яз. к.р. №_группы ФИО", например: "рус.яз. к.р. 19430 Сидоров И.П."
(сообщения без указания темы воспринимаются как нежелательная корреспонденция)

6. Если в ходе выполнения работы возникли вопросы, уместно задать их преподавателю. Поле тема письма-вопроса оформляется по образцу: "вопрос рус.яз. к.р. №_группы ФИО", например: "вопрос рус.яз. к.р. 29730 Смирнов П.А.". Если вопрос возник у группы студентов, возможно договориться с преподавателем о назначении аудиторной консультации.
7. Проверка электронной корреспонденции производится раз в неделю - по субботам.

По результатам контрольной работы, сданной в электронном виде, возможен автоматический зачет дисциплины. Контрольная работа должна быть отправлена за две недели до начала сессии. В более поздние сроки - см. ниже пункт "Вопросы, вынесенные на зачет..."

 

Вопросы, вынесенные на зачет:

1. Современный русский литературный язык как система.
2. Культура речи. Риторика. Стилистика. Общее и различия.
3. Русский литературный язык. Понятие нормы.
4. Типология словарей русского языка.
5. Русский литературный язык и его функциональные разновидности.
6. Формы речи. Условия успешного общения.
7. Культура спора. Разновидности спора.
8. Приемы подготовки ораторской речи.
9. Нелитературные разновидности русского языка (жаргон, сленг, диалект и др.).
10. Лексическая сочетаемость. Плеоназм. Тавтология. Паронимы.
11. Фразеологические средства русского языка, ошибки в использовании фразеологизмов.
12. Невербальные средства коммуникации.
13. Произношение. Параметры и требования.
14. Проблемы речевой культуры специалиста.
15. Проблема влияния Интернета на современную речевую культуру.
16. Русский речевой этикет. Правила и этикетные формулы.
17. Сетевой этикет. Жанр чата.
18. 0фициально деловой стиль. Приемы унификации текстов.
19. Ударение. Виды ударений. Ударение в глагольных формах.
20. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
21. Экспрессивность речи и средства ее выразительности.
22. Научный стиль. Виды компрессии текста.
23. Образ оратора.
24. Условия успешного публичного выступления.
25. Культура цитирования.

Алтайский институт экономики СПбУУиЭ
Кафедра экономики и менеджмента
Преподаватель: Аникин Д.В.

Hosted by uCoz